Долгое время к Apple предъявляли претензии по поводу цены. Macintosh был слишком дорогим. iPhone слишком дорогим. iPad слишком дорогим.
Стив Джобс доказал, что есть группа людей, которые обращают внимание на ценность. Ценность — не то же самое, что цена. Можно считать Macintosh более дорогим. До действительно ли он более дорог, если взять во внимание увеличенную продуктивность, простоту использования, меньшую стоимость содержания.
В Apple отличают цену от ценности. Если вы предприниматель и вы конкурируете при помощи цены, вы должны знать что это очень сложно.
Рубрика: #МАРКЕТИНГ@bu_life
Представьте себе матрицу 2 на 2, которая имеет оси уникальности и ценности для клиента (см.рис.).
Естественно, вы хотите быть в правом верхнем углу. У вашего товара должна быть ценность и уникальность. Нахождение в этом секторе означает, что только вы производите уникальный продукт и он очень ценен. Но очень многие компании находятся в других секторах.
Предположим вы в правом нижнем секторе. В этом случае ваш продукт имеет ценность, но не уникален. В этом случае вам придется выигрывать конкурентную борьбу за счет цены. В противоположном, левом верхнем углу есть уникальность, но нет ценности. Это означает, что создан новый продукт, который никому не нужен.
Компании из левого нижнего сектора создают продукты, которые не имеют ни уникальности, ни ценности. Это худший сектор.
Возьмем для примера компанию pets.com
15 лет назад компания хотела преобразовать покупку еды для собак и начать продавать ее через интернет. Бизнес на собачьей еде — это по большому счету бизнес по доставке. В одном месте есть корова, в другом месте есть собака. Нужно убить корову, порезать ее на кусочки, упаковать и доставить к собаке. Это совсем не сложно. Зачем же платить зоомагазину 25% выручки?
В голову пришла революционная идея: давайте исключим зоомагазин из этой схемы. Никому не нравится ездить в зоомагазин, парковаться рядом с ним, смотреть на собачью еду, забирать ее и везти домой. Нужно исключить этот ненужный элемент в цепи поставки.
В этом заключается ценность. Покупка еды для собак становится намного удобнее. Но если исключить зоомагазин, нужно доставлять товар на дом, а это определенные затраты. Кроме того появляется неудобство для клиента: необходимо быть дома в момент доставки.
Таким образом получается с одной стороны не дешевле, а с другой стороны — неудобно, потому что нужно быть дома в определенное время.
После того как появился pets.com появилось множество похожих компаний, которые оказывали подобные услуги, которые не были дешевле обычного зоомазанина, и не были удобнее. Их продукт был не уникальным и не ценным.
Нужно стремиться быть в правом верхнем углу. Если вы инженер, вы должны создать уникальный ценный продукт. Если вы занимаетесь маркетингом, вы должны убедить всех, что ваш продукт уникален и ценен.
Несколько примеров товаров, которые находятся в этом секторе.
Я люблю ходить в кино с детьми. Если у вас тоже 4 детей, вы знаете, что собраться всем вместе в кино непросто. Поэтому я хочу быть уверенным, что у меня будут билеты. Я покупаю их через интернет сервис fandango. Это единственный подобный сервис с которым сотрудничает ближайший ко мне кинотеатр.
Другой пример — наручные часы Breitling Emergency. Они могут передавать сигнал СОС на частоте, доступной для приема самолетами, потому если я когда-нибудь окажусь на необитаемом острове или заблужусь в горах, эти часы спасут мне жизнь. Это не самые дешевые часы, но если вы окажетесь в экстремальной ситуации, ценность может быть невероятной, а цена будет не важна.
Стив Джобс научил меня точу, что цена и ценность — разные вещи.
Отрывок из речи Гая Кавасаки "12 уроков от Стива Джобса"
Journal information