Недавно меня попросили честно рассказать: каково это – быть копирайтером? Сразу хочу предупредить, что копирайтеры тоже люди, у каждого своя история. В чём-то моя история, возможно, типична, в чём-то – нет. В любом случае, я буду рассказывать о себе. Хотите узнать, как это бывает с другими – спросите у них.
Года два назад я была офисным планктоном. Нормальная по нынешним временам работа, коллектив молодой и весёлый, и зарплату повышали иногда :) И самое главное, – стабильность. Каждый месяц аккуратно получаешь деньги и в ус не дуешь. Прошёл год, прошёл второй, и я поняла, что стабильность эта надоела мне хуже горькой редьки. Особую ненависть я испытывала к будильнику. И тут подруга предложила мне попробовать писать тексты.
Тогда мне казалось, что я хорошо представляю себе, что такое копирайтер и с чем его едят. На всякий случай почитала форумы, полазала по биржам фрилансеров. м
«КОПИРАЙТЕР — креативный, творческий специалист по созданию рекламных слоганов и текстов, который пишет также заказные статьи, прямо или косвенно носящие рекламный характер». “Творческий специалист! – думала я.- Никаких будильников и начальников. Не надо вставать в несусветную рань и тащиться через весь город в офис. Вежливо отвечать на глупые вопросы клиентов, в глубине души мечтая перестрелять их из “калаша” :) Не надо выслушивать эксцентричные проповеди начальника о том, что главные добродетели менеджера – это дисциплина и исполнительность.”
Будущая работа представлялась мне примерно так. Просыпаешься утром, не спеша выпиваешь кружечку кофе и начинаешь творить. С удовольствием пишешь о всяких удивительных и занимательных вещах несколько часов, а в остальное время занимаешься собственными делами. Полная свобода. Никто не стоит над душой. Можно работать где угодно, лишь бы интернет был. И вот таким приятным ненапряжным способом зарабатываешь себе на жизнь.
Моим первым заданием был текст про металлические двери. Сказать, что это меня обескуражило – это ничего не сказать. Металлические двери меня совсем не вдохновляли. Вообще.
Вчиталась в ТЗ. “Использовать в тексте следующие ключевые слова: “металлические двери купить”, “лучшие металлические двери”, “металлические двери дёшево”. Как, спрашивается, написать “интересный человеческий текст” с такими нечеловеческими словами? Ещё желательно, чтобы абзац начинался именно с ключевого слова. Как??
“Ладно, – подумала я. – Дикое ТЗ, но надо попробовать”.
Мой план был примерно такой: полчаса на поиск инфы, полчаса-час на написание текста. Но всё вышло совсем не так. Найденные мной тексты были либо откровенно “водянистыми”, рекламными, типа “лучшие металлические двери только у нас”, либо сухими, перегруженными цифрами и специальными терминами. Часть текстов была явно сделана по принципу “Ctrl+C – Ctrl+V”, а часть была рерайтом разного качества. В общем, на поиск вменяемой и интересной инфы я потратила около двух часов.
Найти подходящую инфу – это полдела. А вот сделать из неё интересный текст с нужными ключевыми словами – отдельная песня. Для того, чтобы сочинить предложение с ключевой фразой “металлические двери купить”, да так, чтобы оно не звучало цитатой из речи Йоды, нужно основательно напрячь мозг.
Короче, на свой первый текст я потратила около 4 часов. Со временем я научилась работать быстрее.
Подведу первые итоги. Т.е. первые разочарования :)
Работа копирайтером – работа во многом чисто техническая. Большей частью вы пишете о вещах прозаических, часто о таких, которыми никогда не интересовались: детские горшки, автомобильные шины, пластиковые окна и всё в таком духе. Ваш “богатый духовный мир” и самовыражение никого не интересует!!! Заказчику нужны ключевые слова. Если вы до сих пор считаете, что у вас есть литературный талант, который заметят, оценят и т.д., выньте его, заприте в самом дальнем ящике и выбросьте ключ.
Мыльные пузыри копирайтинга
Подавляющее большинство моих знакомых, услышав о том, что я работаю дома и “пишу тексты”, начинают мне завидовать.
“Круто! Сидишь себе дома, никто тебя не трогает. Полдня пишешь потихоньку тексты, а потом отдыхай или занимайся другими делами. Непыльно и прибыльно”.
В ответ я молчу. Длинные речи произносить неохота, а в двух словах всего не объяснишь.
Вы когда-нибудь интересовались, сколько стоит стандартный текст? Скажем, 1000 знаков без пробелов? По-разному, согласна. И всё же я думаю, что труд копирайтера ценится дешевле, чем могло бы быть.
Я считаю, что не настолько хорошо разбираюсь в экономике, чтобы претендовать на объективность и правильность своих наблюдений и выводов. Повторюсь: всё это – моё субъективное мнение.
Сложно сказать, почему труд копирайтеров ценится низко. Большая конкуренция? Одна из причин. Сейчас куда ни плюнь – попадёшь в копирайтера или дизайнера. Специального образования для этого не требуется. Полно всяческих школ копирайтинга, множество курсов и тренингов. Я не говорю, что это плохо. Учиться и развиваться всегда полезно. Плохо то, что любой, закончивший эти курсы, начинает считать себя крутым копирайтером. А ведь хорошим копирайтером, как и хорошим водителем, или даже ассенизатором, становятся при наличии хоть небольших способностей и долгой практики.
А человек, начитавшись оптимистических мотивирующих блогов и статей, решает, что писать тексты – это легко. Я хочу сказать, что среди копирайтеров много посторонних людей, которые попали в профессию случайно или по незнанию (как я, например :)), студентов, решивших, что это неплохой и лёгкий заработок, и откровенных халтурщиков. Зайдите на любую текстовую биржу или дайте объявление о копирайтинге. Практически всегда найдутся люди, готовые за копейки написать вам текст. (Насколько качественным он будет – это уже другой вопрос).
Хорошо, скажете вы. В чём проблема? Разве это конкуренция? Заказчик всегда предпочтёт качественный текст безграмотному бреду. Конечно, придётся раскошелиться. Достойная работа стоит достойных денег.
Отнюдь. Выбирая между качеством и ценой, многие заказчики предпочитают “дёшево и сердито”. К тому же не каждый заказчик в состоянии оценить, хорош ли текст. Я уже писала о том, что во многих случаях требуются лишь ключевые слова и “чтобы было красиво”. Вывод: заказчиков, которые хотят действительно хороший текст и которые готовы заплатить за него достойные деньги на самом деле немного.
Вот и получается, что интернет буквально набит “мыльными пузырями” – халтурными текстами. В результате заказчик думает, что это – нормально, и не подозревает, что может быть и по-другому.
Мне кажется, копирайтерам платят мало ещё и из-за стереотипов. У людей почему-то засело в мозгах, что писать тексты – это легко. Не киркой ведь махать, ага. Сел, потыкал пальчиками в клавиатуру – делов-то. А вы попробуйте. Ну правда. Попробуйте написать текст (даже без пресловутых ключевых слов), чтоб он был уникальный, интересный, не скучный и понравился заказчику. Например, про пластиковые окна. С огоньком и оригинально. Слабо? Да, забыла предупредить, что работать нужно быстро. Иначе я найду другого копирайтера, порасторопнее.
Вывод: если вы планируете заработать миллион (не долларов, а скромных рублей), то идите в строители. А ещё лучше, в зубные врачи. Нет, я не исключаю возможности заработать миллион на текстах. Просто я считаю, что есть способы и попроще :)
Мантра копирайтера
Ещё один распространённый, как мне кажется, миф о копирайтинге: писать тексты – это легко, просто и быстро. Написал за пару часиков и плюй себе в потолок.
Нет, ребята, работать придётся. Много работать. По-настоящему работать. Больше, чем когда вы сидели в офисе и раскладывали пасьянс или резались в морской бой :)
Менеджер может позволить себе час-другой посерфить в интернете, когда нет срочной работы. Если его не застукает шеф, то в конце месяца он аккуратно получит свою зарплату.
У копирайтеров же всё просто и жестоко как в первобытном мире. Нет текста – нет денег. Точка. Копирайтер тоже может резаться в морской бой, если захочет. Но только за свой счёт.
Здесь я хочу рассказать о специфических трудностях, с которыми я столкнулась во время работы.
Как я уже говорила, довольно много времени отнимает поиск адекватной инфы в интернете. Иногда её очень мало. Иногда вообще нет. Иногда это специальные тексты с большим количеством терминов и профессиональных выражений. Читаешь и понимаешь, что если бы это было на китайском, результат был бы аналогичный. Т.е. нулевой. Но как вы помните, нет текста – нет денег. Поэтому изволь сотворить уникальный и интересный текст из воздуха. Эдакая мозговая эквилибристика.
Вторая трудность – это я сама. В буквальном смысле. К сожалению, я не пишущая машинка. Бывают дни, когда я тупо смотрю в открытый вордовский документ и с ужасом понимаю, что не могу выжать из себя ни слова. Возможно, это банальная лень. Возможно, усталость. Или всё вместе. Факт в том, что проходит час, потом второй. Я перебрала все мудрые советы гуру копирайтинга, включая совет постоять на голове и принять контрастный душ, прочла мотивирующие посты успешных копирайтеров, а текст не движется. И я понимаю, что лучшая мотивация у копирайтера одна: нет текста – нет денег.
Хорошая новость в том, что рано или поздно я всё-таки выполняю свою работу. Плохая новость в том, что день прошёл непродуктивно, в так называемых творческих муках. Работа закончена поздно вечером. Прекрасные планы разрушены.
Трудность третья: заказчики. У любого копирайтера есть заказчик. Если копирайтер на фрилансе, то это заказчик в буквальном смысле. Если копирайтер работает “на дядю”, то дядю можно рассматривать как заказчика. Тут неизбежны всяческие разборки и “подставы”, как и в любом деле, где взаимодействуют два человека. Думаю, что чаще всего это происходит ненамеренно. Однако отрицательных эмоций от этого меньше не становится. Причём с обеих сторон.
Проблемы возникают самые разные. Знакомые копирайтеры рассказывали, как им беззастенчиво не платили за работу. Или о том, как снова и снова присылали тексты на переделку. Или предъявляли к тексту противоречивые, взаимоисключающие требования. Однако: нет текста – нет денег.
Я не хочу сказать, что профессия копирайтера сплошь состоит из невероятных трудностей. Я хочу сказать, что копирайтинг – занятие специфическое, на любителя, с весьма сомнительными выгодами. «Свобода копирайтера», о которой так много говорят и которой так завидуют, – большей частью иллюзия. Копирайтер полностью свободен только в одном: писать тексты и зарабатывать деньги или не писать тексты и ничего не зарабатывать:) И чтобы продержаться в этом деле достаточно долго, надо действительно любить копирайтинг.
Journal information